хроника
канон
Записка
"главное"
bases
 A & V
 V & P
биография
Мария
Чевенгур
Котлован



ВЕРИЛ ЛИ ПЛАТОНОВ ВО ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕШЕНИЕ?


В первой публикации (1832) Чаадаева в "Телескопе": "христианское бессмертие есть жизнь без смерти, совсем не то что обыкновенно воображают: жизнь после смерти", в "Записке" (1906) Гагарина (Н.Федорова), ставшей настольной для Платонова, - уже развернутый призыв к делу, и вот уже в нашем веке, в журнале "Вопросы философии" (2009,№ 10), мы читаем: "конечной целью, организующей и направляющей жизнь, должно быть бессмертие", при этом директор института философии РАН фамилию Гагарина, естественно, не упоминает, потому что формулировка академика сужает дело Гагарина, и дальше он пишет: "по-видимому, общественные законы, какими бы объективными они ни были, нельзя трактовать как детерминирующую основу деятельности людей, они являются результатом их деятельности", а это уже точное изложение Гагарина, но и здесь он не упомянут, по-видимому, из этических соображений, этика - специализация директора, и поэтому в книжке Е.Антоновой (ИМЛИ РАН, 2016) о воронежском периоде жизни Платонова, приводя тексты Платонова о бессмертии и воскрешении (с.216,221,500, 579,592,597,613,638), их не комментируют, в конце книги указатель имён, которые необходимо упомянуть, говоря о Платонове, их 640, среди них Гагарина или Н.Федорова нет; этическая подоплека такова: деятельность православной церкви, говорит Толстой, состоит в том, чтобы всеми возможными мерами внушить стомиллионной массе русского народа не имеющие никакого оправдания верования, которые когда-то исповедывали чуждые нашему народу люди, и Гагарин приходит к выводу, что Библия всего лишь книга, пропитанная ненавистью палестинских апокалипсисов (Апокалипсис - самая пустая и бестолковая книга из всех книг Нового Завета, говорит Толстой), Гагарин отменяет "закон" борьбы и первые три заповеди, как сеющие вражду (они запрещают других богов кроме Саваофа), и Платонов, считавший, что истинного себя он никогда не показывал и едва ли когда покажет, не выдерживает: "Карл Маркс глядел со стен, как чуждый Саваоф" (в "Записке" Гагарина, умершего в 1903 г., марксизм назван разделом иудаизма и поэтому платонововедение обычно пользуется при необходимости изданием "Записки" 1982 г. упомянутого института философии, где нужные места из текста изъяты, и в предисловии сказано, что Гагарин был утопист и недопонимал диктатуру пролетариата); Толстой называл марксизм нелепым "как и все европейские политико-экономические учения" (1900 г.), один из неудачных вариантов развития, имеющий целью наслаждение (и как можно держать в основании учения - Гегеля?), хотят, чтобы у всех было всё как у меня, не видят, что это невозможно, это истощило бы земные ресурсы за несколько лет, марксизм и капитализм не отличаются, спор идет о том, какой из способов производительнее, т.е. приводит к наиболее быстрому уничтожению природных ресурсов, рабочие названы передовым классом, потому что ими легче манипулировать (и Платонов дает своему первому роману название "Чевенгур", от "chevy" - крик охотника при парфорсной охоте на лисиц); в общем стоит только назвать Толстого, или Гагарина, вляпаться, сразу возникают "этические" проблемы и поэтому считается, что Толстой написал "Войну и мир", а Гагарина вообще не было; однако ни Саваоф, ни слабоумие избранничества уже не могут отвлечь Платонова от дела; вопрос, верили ли Платонов или Гагарин во всеобщее воскрешение, - неправильный, это просто завет предков, как они его понимали; или внятная формулировка цели, организующей и направляющей жизнь, согласно современному философу; ни Гагарин ни Платонов не имели никакого представления, возможно ли бессмертие и тем более воскрешение, не знали, как будут выглядеть воскрешенные и узнают ли они друг друга; если у Платонова все было конкретнее - в трудные моменты жизни он вспоминал, умершего ребенком, любимого брата Митю, не евшему в голод по шесть дней, играющим не в игрушки, а одним воображением, - и думал, как бы тот поступил, - и поступал как брат, то как это было у Гагарина, нам трудно вообразить: Гагарин - классический прямой потомок Рюрика, 29-е колено, а через свою прабабушку княжну Урусову - потомок Правителя Золотой Орды Едигея Мангита, 16-е колено, а через него какое-то колено правителей Египта, и десятое колено Никиты Романова, чей сын, патриарх Филарет был фактическим правителем во время царствования его сына Михаила Федоровича, первого царя дома Романовых (О.Б.Попова-Муратова, в сборнике "На пороге грядущего", М., "Пашков дом", 2004, с.383,4); Толстой - тот не верил: попытки Гагарина доказать, что сущность православия заключается в долге воскрешения, отвращали от его дела как верующих, так и неверующих, и снисходительный ответ 28-восьмилетнего ректора Московской духовной академии (будущего первоиерарха русской православной церкви заграницей) на его письмо убедил Гагарина, что упреки Толстого были не совсем безосновательными ("о. ректор более дорожит, в душе конечно, званием ученого, чем званием христианина", 1893); Платонов: эту филологию, идущую со времен Христа, мы должны оставить ("Воронежская коммуна",1922,№ 216), религия была полезной рабочей гипотезой в жизни человечества (ВК,1921,№ 22), она была познанием мира через чувство ("Призыв",1921,№3) и сейчас уже ясно, что действительность не соответствует наивному чувственному представлению о ней ("Свободный пахарь",Задонск,6.1.1922), теперь такой рабочей гипотезой будет опытная наука (ВК,1921,№22); попытка Платонова идти от "чистой глубоко теоретической науки" ("Огни",1921,№3) окончилась неудачей: поступив на физико-математическое отделение воронежского университета, он узнал, что количество точек внутри куба или квадрата такое же, как и количество точек, расположенных на одной только его стороне, и ставился вопрос, есть ли множество точек, которое было бы большим, чем число точек натурального ряда (1,2...N...) и меньшим, чем количество точек на прямой (эта проблема называлась первой проблемой Гильберта); Платонов страшно удивился (ВК,1921,№ 13), как можно неизмеримым (точка) измерить измеримое (прямая), чистая глубоко теоретическая наука оказалась посредственной вещью, ненужным мозговым раздражением, и он сразу вспомнил Гагарина, считавшего всякую мысль, не рождающую действия, ложной мыслью, и говорившего, что пленяться наукою могут только не коротко знакомые с нею; подробнее об этом пишет Толстой в двадцатой главе своего трактата об искусстве, и там он ясно объясняет, почему, скажем, "федороведы" или "платонововеды" пишут то, что они пишут; С.Семенова, напр., совершив действительно выдающееся деяние (вместе с А.Гачевой), издав в 1995-2000 годах тексты Гагарина, пишет о нем книжку, и называет ее "Московский Сократ", зная точно, как плохо относился к Сократу Гагарин; а может быть не знала? - листала, ухватив самое интересное: тайны царствия небесного, и увидев там эрос и либидо, или читала, но с точки зрения "философа" В.Соловьева (или Н.Бердяева, или С.Булгакова, или В.Ильина), обращая внимание на указанные философом места, не заметив что говорит сам Гагарин о философах; и потом: составление комментариев к тексту вовсе не означает, что текст прочитан; нельзя же считать, что машинистка, печатающая текст, его прочитала; в 1903 Гагарин пишет: "в последнее время я вполне примирился с окончательной гибелью учения...но узнал, что не все погибнет, останется память об этом учении как о каком-то метафизическом вздоре, останется позор якобы поразительного сходства с Розановым", о чем, собственно, и пекутся современные федороведы (Виктор Шкловский о своем первом общении с Платоновым пишет: говорили о Розанове; Платонов отвечает Шкловскому в Чевенгуре: говорили о Гагарине), Гагарин: "наше учение соединяет в себе веру с безусловным неверием", "примирению церквей должно предшествовать примирение верующих с неверующими", они же талдычат свое: "радикально очиститься от атеизма!", или (Семенова. "Тайны царствия небесного", с.110): "теоретическое обозрение федоровского идеала обнаруживает в нем свои тупики, глухие стены, пропасти противоречий, в неприступности и неразрешимости которых надо еще разобраться"; противоречия, в неразрешимости которых (!) надо разобраться; в общем, все по XX главе Толстого, и поэтому они пишут: Толстой "убежденно и определенно" отказался от культуры! Толстой отказался от их культуры, он предсказал Платонова; что же касается проблемы Гильберта, то работы сначала К.Гёделя, а потом П.Коэна показали - как и считал Платонов - что она является следствием той аксиоматики, которую использовался Кантор, и в рамках этой аксиоматики можно считать, что промежуточной мощности нет, или что она есть, или что их очень много, разных - сколько хочешь; у Гагарина всякая мысль не объективна и не субъективна, она проективна; об этом же говорил Платонову А.Власов, первый лауреат Ломоносовской премии АН СССР, они встречались на Арбате, в деревяшке, заведении для недостаточных категорий (позже они назывались уже стекляшки или бабьи слезы): проблемы глубоко теоретической физики могут возникнуть от того, что она полагает, через две точки можно провести прямую; на начальном этапе дела, пишет Гагарин, наука это в первую очередь средство спасения от голода; и Платонов уходит из университета в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение, оканчивает его в мае 1921, и все силы отдает "мучительно срочному делу" (с.560) - мелиорации, гидрофикации, где настоящая наука всегда присутствует в действительной работе; стараясь помнить, что "добыча хлеба, сельское хозяйство недолго останется главной целью людей" (ВК,1921,№167); Платонов - сослуживцу (22.9.1924): "На местах - энтузиазм. Трудно даже поверить Вам, если напишу какой...сотрудники работают по пояс в болоте, так что когда наклонится инженер к трубе инструмента, то подбородок его в воде... Райгидротехник от тележной тряски, недосыпания, вечного напряжения стал ползать, перестал раздеваться вечером и одеваться утром, а также мыться. Говорит, зимой сделаю все сразу" (с.437); 18.7.1925, в день открытия Губернского мелиоративного совещания, воронежские мелиораторы подписывают Платонову адрес: "...за весь этот кипящий период, сопровождавшийся трепкой нервов и сил, не было ни одного момента могущего породить укоры по Вашему адресу. Ваш дружеский, умелый, тактично-административный подход как к нам, так и к мелиоративному делу спаял нас и укрепил дело мелиорации в нашей губернии. Выражаем надежду, что эти добрые товарищеские отношения будут хорошим цементом в нашей работе" (с.465); фи, какой имманентизм! где трансцендентность? - это наш ученый "федоровед"; Гагарин: и это естественная реакция - при выделении ученых в сословие; Платонов был не единственным, кто понимал "дело" так, как его понимал Гагарин, и - следовал ему; другим был Толстой, который знал все от самого Гагарина, когда они гуляли по Арбату; после личного знакомства Чехова с Толстым и длинного разговора с ним, в течение полутора суток, в "Доме с мезонином" появляются строчки: "как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды жизни, и - я уверен в этом - правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего страха смерти и даже от самой смерти", - Толстой пропагандировал Гагарина лучше его самого, а Чехов отныне стал носить при себе портрет Толстого; Толстой знал дело Гагарина точнее Платонова, потому что слышал и интонации, и сразу понял, что в этом будущем личное бессмертие ты обеспечиваешь себе лично сам, и другое бессмертие невозможно; в пяти процентах случаев тебе помогут другие, и они смогут это сделать, если всe нацелено на эту задачу, но гарантий нет и не будет никогда; вот что значат интонации! - когда Е.Антонова указывает, где Платонов заимствует у Фета (с.26), и где у Лермонтова (с.28), а где у него библейский символ (с.52), она не учитывает, что у Платонова другие интонации, другой смысл и другие чувства, а Литвин-Молотов эти интонации слышал, этим и объясняется его стремление издать Платонова; Платонов говорил, что Мандельштам пишет плохие стихи, но хорошо, что он пишет стихи, это лучше чем хулиганить в подворотне; у Мандельштама есть стихи, после которых уже не будешь никогда читать этого автора, Цветаева называла их мещанскими, сегодня тоже самое можно сказать о И.Бродском, у Цветаевой и Платонова нет таких стихов; развернутое высказывание Новеллы Матвеевой о Бродском приведено в архиве нашего сайта (http://platonov.mkovrov.ru/arch.html); Платонов считал что каждый человек - поэт (с.318, дуэль Цветаевой и Платонова приведена в http://mkovrov.ru/shd.html); Толстой не верил в свои силы: бессмертие человека не отличается от бессмертия муравья, я нисколько не русский дворянин, а просто такой же муравей; человек оказался центральной проблемой дела воскрешения, и поэтому учение Толстого практически совпадало с учением Гагарина; споры касались пяти процентов и раздувались современниками, а Николай Павлович запрещал судить об авторе по воспоминаниям и высказываниям современников; то, что пишут сейчас чаадаеведы, толстоведы, федороведы и платонововеды есть богохульство в чистом виде, в "патриотическом" журнале "Москва" это выглядит так: "Эх, Лев Николаевич! Умри ты вовремя - году эдак в 1878-м, - насколько бы мы стали тогда богаче" (2012,№4,с.149, - в рубрике "культура"!); а часто цитируемое "я никому не нужен по-настоящему" - это мягкий укор жене; она наверное не любила его, и не верила ему (как и Софья Андреевна больше верила Победоносцеву чем Лëвочке), он сначала любил, потом жалел, желал ей счастья: останься такой же простодушной и дикой, какая ты есть, их соединял солнечный свет, но он соединял его со всеми, живыми и умершими (любимая женщина Гагарина, опубликовавшая некролог после его смерти, даже не догадывалась о существовании его учения; ничего не знал об этом и Циолковский, образованием которого руководил Гагарин); Платонов в основном занимался проблемой человек и природа, и если у Гагарина зло - в природе, в господстве случайности, то у Платонова уже - в недостатке знания, и человек не мера всех вещей, а так себе - ни плох, ни хорош, возможность природы, у него человек как механизм зависит от питания, от расхода энергии (труд) и от ремонта тела, бессмертие, пишет он в 1923 году (с.638), как раз и есть результат трех оптимумов: питания, расхода энергии и ремонта, и надо найти способы улучшения человека, приемлемый для миллионов - не лабораторного типа !, и делает тот же вывод, что и герой Чехова: мы думаем, надеемся и убеждены, - человек будет бессмертен; и проблема заключается в том что ни сам он, ни все человечество еще не представляют из себя драгоценностей дороже природы, природа все еще глубже мудрее и разноцветней человеков (с.243,4); вот и Вирджиния Вулф озабочена ремонтом тела: "сегодня я дописалась до полного изнеможения; было бы хорошо если бы я умела вовремя остановиться и погружаться в прохладу, чтобы колесики моего мозга - когда я их прошу об этом - охлаждались и замедляли ход и останавливались"; если бы Толстой или Платонов увидели девочку, или пожилого господина, или охранника, тыкающих пальцем в мобильник, они бы расстроились: разве можно было представить наличие таких возможностей у природы, - какие "чудеса" с ними соизмеримы? - а мы жили рядом с этой "мертвой" природой, ни о чем не догадываясь; потом они узнали бы, что человеческий Интернет потребляет больше энергии, чем вся авиация в мире - за счет преобразования оптического сигнала в электронный и обратно в оптический, и огорчились бы дополнительно, а Вирджиния Вулф, как настоящая леди, слегла бы на две недели, ощутив странное шуршание листьев в голове от волоконно-оптических сетей связи; оказалось, что два тома Гагарина были изданы для того, чтобы их прочитал Платонов, и он их прочитал, все тексты Платонова - это изложение учения Гагарина, он перевел его с ученого литературного языка на русский; Платонов: "бороться одному трудно и бессмысленно, я пробовал" (ВК,1921,№259), и: "книга, вырубленная топором, лучше, чем написанная пером" ("Наша газета", 1923, №88), "ибо, как сказано, слово есть слабейшее из всех орудий" (ВК,1923,№202); и знаменитое "святость есть утрата жизни, утрата и божественного", - у Гагарина во втором томе (1913 г.): "святых, ничего не творящих"
     Также как "пропустить через океан, через шторм...показать голый мир во всем его напоре" ("Репейник",1923,№5) - это письмо Чаадаева брату из второго тома Чаадаева издания 1914 г.
     Духовидцы утверждают, что Гагарин, проходя мимо собачьей будки на Чугунное кладбище, в которой сидел двухлетний Платонов, бросил взгляд на ребенка, с этого все и началось. Гагарина похоронили на кладбище Скорбященского монастыря, и когда кладбище снесли, будущий публицист и мистик Александр Проханов играл там с ребятами в футбол, на хорошо оборудованном поле, и в роли мяча был череп Гагарина. "Мистицизм есть принадлежность еще не дозревших народов, слабых в познании природы, или же народов отживающих, отчаявшихся" (Гагарин, "Супраморализм"). Футбольные матчи не имели замеченных последствий. "Нужно произнести строжайшее осуждение...на иносказание, метафоры", дело воскрешения "совершается в посюстороннем мире" (1903). У Гагарина всеобщее воскресение не конечный пункт, а начальный; что такое сознание? - как об этом говорить, не решив более простой задачи - воскрешения? Толстой говорил улыбаясь что если бы у него не было своего учения он бы был последователем Гагарина...



к 90-летию  Е П И Ф А Н С К И Х    Ш Л Ю З О В

Толстой в конце жизни стал говорить: совестно писать, что было то, чего не было. Что-то здесь не так, стыдно писать вымыслы. Форма ли эта художественная изжила себя? Или я отживаю? Может быть это и интересно, но все это ни к чему, лучше и полезнее чистить выгребные ямы, чем писать вымыслы; если хочешь что сказать - скажи прямо. Платонов писал только то, что хотел сказать; и понимал, что если он не будет опошлять, не будут печатать; приходилось совмещать очистку выгребных ям с писанием вымыслов. Запечатлевал себя и в глупом морском инженере (впрочем, с правами полного генерала) Бертране Перри, и в труженике Томасе Рейсе, поющим всем океанам песни о своей синеглазой безумной Мэри с сиреневой веткой в своей блузе. Сама идея повести родилась, по-видимому, в 1922 году, когда обсуждались планы строительства воронежской гидроэлектростанции под слободой Чижовкой на месте постройки Петра I, остатки которой еще сохранились. Платонов, как и Бертран Перри, работал осторожно, здравомысленно и скоро, по возможности избегая "феоретических" фан­тазий. Когда "Воронежская коммуна", в феврале 1924, предложила построить на Дону гидроэлекро­станцию, в увековечение памяти Ленина, мощностью 20 000 лошадиных сил, Платонов публикует статью о невозможности достижения подобной мощности из-за состояния берегов Дона, изменения же берегов требуют немыслимых расходов; так что характер деятельности у героя повести и Платонова - разный, ничего общего. Толстой, как житель российской империи, оставил нам в 1898 году ее описание (т.29, с.221, собр.соч. в 90 т.): если под голодом называть недоедание, при котором люди живут, прежде­временно умирая, уродуясь и вырождаясь, то такой голод существует уже около 20 лет для большинства черноземного центра; более подробное описание империи приведено в пятом абзаце "Чевенгура", из этих описаний прямо следует неизбежность Октябрьской революции, "феоретические" изыскания на эту тему уже лишние, в 1922-26 гг. Платонов все силы отдает "мучительно срочному делу" - мелиорации, гидрофикации (борьбе с голодом). В чем тождественны Бертран Перри и Платонов - они никому не нужны по-настоящему. Посвящение жене при первой публикации было ей снято, описание гибели героя показалось ей напоминанием о крещении сына 7 ноября 1922 г. и кто там был восприемником; и сейчас когда издаются письма Платонова жене, или то, как проводится платоновский фестиваль в Воронеже - что это, как не шумящее счастье голубых глаз Игнатия.

n.zakharyeva@rambler.ru                    

статистика